Природа и экология



Герман МАЛИНИЧЕВ

Ботаническая трагедия

От ладана бежит чёрт, но не аптекари!

В одной из лондонских газет недавно появилась заметка о том, что жители Южной Англии ныне тоскуют о простеньких лютиках и других полевых цветах.

«Их погубили не только гербициды, но и безудержный сбор для аптекарей. То, что раньше считалось сорняками, стало основой для многих лекарств. Это настоящая экологическая беда - исчезают многие виды. Европейцы выщипывают подорожник и другие дикорастущие травы с рвением, напоминающим охоту американцев на бизонов, после которой бизонов не стало», - заявляют специалисты.

Начало XXI века ознаменовалось резко возросшим интересом фармацевтов к народной медицине, к лекарственным препаратам без синтетики. Более всего научных публикаций о вреде лекарственной химии выходит в США, Германии, Японии и Швейцарии, на долю которых как раз и приходится до 80% мирового выпуска синтетических лекарств. И какой же вывод сделали гиганты фармацевтики?

Раз препараты на основе растений и корней полезней и дешевле, значит, следует наладить их массовый выпуск, для чего необходимо организовать сбор сырья не просто крупными, а гигантскими партиями. После этого в Европе фактически полностью исчезли зверобой и аконит. Учёные прогнозируют исчезновение репейника, вытяжки из корней которого используются при производстве шампуней. Сборщики сырья ретиво взялись и за другие травы, которым теперь грозит исчезновение.

В Бразилии по заказу немецких и швейцарских фармацевтических фирм начался активный сбор цветков магнолий и пыльцы орхидей, ставший важной статьёй экспорта этой страны. В результате за пять лет хищнической добычи, за которую, кстати, индейцам платили гроши, магнолия стала редкостью в необозримых бразильских джунглях.

В юго-восточной Азии произрастает редкий вид остролистой пальмы, из пыльцы которой во Франции вырабатывают лекарство против некоторых специфических внутренних воспалений. Варварские методы добычи пыльцы привели к высыханию деревьев. В Северной Африке, где также встречается это растение, власти вынуждены обеспечить не только научный, но и полицейский контроль за состоянием «обираемых» деревьев.

Черника, безусловно, вкусная и полезная ягода, препараты из которой улучшают работу мозга, снимают утомляемость глаз. Не случайно эту ягоду рекомендуют употреблять полярникам, лётчикам, космонавтам, компьютерщикам и старикам с ослабленным зрением. Осенью 2007 года в Финляндии собрали более 6 тыс. тонн черники, поставив своего рода рекорд, - обычно собирают раза в три меньше. Но это достижение обернулось печальным конфузом. Дело в том, что финны привлекли к сбору урожая дешёвую рабочую силу из юго-восточной Азии и чтобы батраки не ползали по лесным плантациям босиком, выдали им сапоги. Гигиенические цели были достигнуты, но значительная часть молодых ягодных кустиков была варварски вытоптана. Теперь речь идёт о дорогостоящих и сложных подсадках этой лесной ягоды.

Похожая история случилась в Турции, куда поступил заказ на лакричный корень (корень солодки, растения из семейства бобовых). В Европе весьма популярны лекарства в виде драже, покрытого сладкой лакрицей. Погнавшись за прибылью, турецкие сборщики практически уничтожили это растение. Теперь немецкие фармацевты лихорадочно ищут другие регионы, в которых ещё осталась основа для этого сырья, ибо решено увеличить выпуск таблеток с натуральным покрытием.

Ландыши в центральной Европе давно извели на сердечные капли, теперь заказы на этот цветок направляются в страны южного Средиземноморья. Из-за препаратов для печени резко сократились участки, где можно собирать, такое обычное растение, как расторопша. Китайцы вынуждены отказывать европейским фармацевтическим фирмам в своих традиционных лекарственных травах и кореньях, поскольку они оказались в списках исчезающих видов. В целом же корыстное, хищническое отношение фармацевтических компаний печально сказалось на 450 видах лекарственных растений. Наиболее типична в этом смысле история такого знаменитого, овеянного древними легендами и освященного многими религиями, вещества, как ладан...

Ладан - это смола тропических растений рода босвел-лия. Для её добычи на стволе дерева делаются надрезы, как при добыче каучука, и на коре появляются натёки. Они быстро затвердевают, превращаясь в жёлтые или красноватые гранулы с характерным запахом, известным каждому православному по церковным курениям. Ладан содержит камедь, эфирные масла и целый комплекс различных минералов.

Если делать надрезы осторожно и по графикам, разработанным специалистами, то с деревом ничего страшного не происходит. Оно самовосстанавливается. В древней Индии за этой процедурой следили жрецы.

В Индии ладан считался священным тысячи лет, ибо считался не только ароматическим, но и целебным веществом. Древние летописи (аюрведы) утверждают, что он снимает старческую ломоту в костях, омолаживает кожу, излечивает раны. О целебности ладана много писал такой средневековый авторитет, как врач и философ Авиценна, применявший его для остановки носовых кровотечений, лечения болезней желудка и лёгких. Также он считал, что аромат ладана укрепляет память. Авиценна приводит сведения из индийских источников, согласно которым древние жрецы окуривали ладаном деревни, где начинался мор - вспышка какого-либо инфекционного заболевания. Эпидемия прекращалась, следовательно, ладан наделён и антисептическими свойствами. Видимо ладана боятся не только черти, но и вирусы. Ладан в лечебных целях успешно применяли медики древних Греции, Рима, Тибета и Аравии.

Современные врачи обратили внимание на целебные свойства ладана только в самое последнее время. Причиной тому, скорее всего, незнание древних источников и научные предрассудки. Дело в том, что ладан считали панацеей средневековые алхимики, а всё связанное с алхимией долгое время воспринималось, как мракобесие.

Однако с недавних пор в США, Англии, Австралии, Японии и Германии началось научное изучение свойств смолы босвеллия, появились серьёзные научные труды и первые экспериментальные препараты. Ладан стал востребован, прежде всего, как противовоспалительное средство при заболевании суставов. Сразу же после этого смола стала дефицитной и резко воздорожала. Швейцарские и немецкие лекарства на её основе подорожали сперва в два, а потом в три раза. Эта тенденция сохраняется, и ладан становится доступным только для богачей.

Фармацевтические компании развернул рекламу новых средств, и сырья требовалось всё больше и больше. Заказы на ладан сыпались со всех сторон, даже из далёкой Японии. В наши дни на плантациях босвеллии в Эфиопии, Эритрее, Сомали и странах Северной Африки в погоне за прибылью надрезы на деревьях начали делать так усердно, что они не успевают регенерировать свою кору. Босвеллия стала реже цвести или вообще засыхать. В Африке эта проблема была установлена ботаниками из Голландии и Германии, но к их советам не прислушались.

Несколько лучше дела обстоят в Индии. Там нашли органическое удобрение - гумус из опавших листьев и хвои разных деревьев, ускоряющий заживление коры. Однако индусы не снизили интенсивность производства ладана, и плантациям продолжает грозить серьёзная опасность.

Швейцарские биохимики предложили синтезировать ладан. Разумеется, эту идею, при всеобщем увлечении натуральными средствами, встретили в штыки. Но специалисты из Цюриха свои работы продолжают, и появление на международном рынке синтетических подделок не исключается.

Честные учёные видят выход из создавшегося положения в высадке новых плантаций деревьев, которые следует с самого начала поставить под квалифицированный контроль специалистов. Однако принцип: «После нас хоть потоп!» продолжает действовать. Это следует, хотя бы из того, что фармацевтические компании, заинтересованные в производстве ладана, отказываются выделять средства на восстановление и организацию новых плантаций босвеллии и оплату специалистов-ботаников.